Тема для Кандалакши сладкая и больная одновременно. С одной стороны, все очень здорово. Прямо дикие тюлени приплывают прямо в город и люди могут их поразглядывать, покормить и даже погладить. С другой стороны, все жутко печально, потому что всеобщее умиление и экопросвещение для самих тюленей с большой вероятностью оборачивается гибелью. Но убедить людей не кормить тюленей практически невозможно. Как разрешить эту ситуацию, я не знаю. За тот час, что мы провели на берегу, кормить тюленей приходило еще человек 10, и это был будний день, первая половина и неважная погода. Дальше фотографии мои сегодняшние, тексты из брошюры Ю.Краснов, Н. Николаева «Наши друзья тюлени» (2009) и статьи Юрия Краснова "О чем плачет серка" (2011) . Постоянно в Кандалакшском заливе обитают лишь два вида тюленя – кольчатая нерпа и морской заяц. Наиболее многочисленный из них – кольчатая нерпа. Именно с ним чаще всего сталкиваются рыбаки и другие любители природы на заливе. Они весьма осторожны и стараются избегать встреч с людьми. Но в мае – июне в водах залива появляются группы тюленей, которые охотно идут на контакт с человеком. Это другой вид ластоногих - гренландский тюлень.
Это животное – путешественник, но в Кандалакшском заливе он редкий гость. Парадокс состоит в том, что, благодаря случайному стечению обстоятельств, этот вид тюленей стал настоящей визитной карточкой города. Кандалакша - единственное в мире место, где местные жители могут пообщаться с дикими гренландскими тюленями в черте города.
Детеныши гренландского тюленя - полутора-двухмесячные серки - появляются у берегов Кандалакшского залива Белого моря в конце апреля. "Тюленье шоу" не оставляет равнодушными местных жителей, среди которых всегда находятся желающие покормить тюленей, погладить или "ласково" потрепать их за ласты. Такое регулярное вмешательство в дикую жизнь животных снискало Кандалакше печальную славу места, где серки погибают десятками не от проявлений жестокости, а от человеческой жалости и ласки.
В черте населенного пункта в залив впадает водоотводящий канал Нивских ГЭС. Поток пресной воды обездвиживает мелкие морские организмы - зоопланктон. Вся эта масса распределяется вдоль границ соприкосновения соленых и пресных вод, образуя "наваристый бульон", что привлекает голодных тюленят, только-только переживших "водное крещение". Порой в Кандалакше регистрировали от сотни до тысячи серок, державшихся вблизи города от одного до двух с половиной месяцев.
Сейчас сложно установить, кто и когда впервые стал подкармливать гренландских тюленей, но с начала 80-х годов кормежка превратилась в традиционное развлечение местных жителей.
В мае, когда в Кандалакше устанавливается теплая погода, многие семьи и компании устраивают на берегу моря пикники, а голодные тюленята, которые еще не привыкли жить самостоятельно, не знают, что такое опасность, подплывают близко к берегу и кричат. Их крик напоминает плач маленького ребенка. Люди из жалости начинают кидать серкам рыбу, которую те тут же жадно съедают.
Многие тюленята в поисках еды выходят на берег, что совсем несвойственно гренландскому тюленю в обычных условиях. Среди юных животных быстро формируются группы иждивенцев, которые начинают кормиться подачками добрых самаритян. Такое массовое взаимодействие диких гренландских тюленей и людей в черте населенного пункта уникально для мировой практики.
Чем опасно для серок положение иждивенцев?
Смертью. Не стану отрицать: многие тюленята, осевшие вместо Баренцева в Белом море, погибают и без вмешательства "кандалакшского фактора". Однако проблема в том, что серки, достигнув берега, прекращают миграцию. Их шансы на выживание, которые еще сохраняются в Белом море, падают до нуля. Основные причины гибели иждивенцев - голод и потеря осторожности. В мае, когда "тюленье шоу" только стартует, на заливе каждый час появляются 50-60 новых зрителей. Многие приносят рыбу, и серки-иждивенцы не испытывают проблем с едой. Однако уже в июне число посетителей падает в десятки раз. У школьников начинаются каникулы, семьи уезжают в отпуска, а прикормленные особи, успевшие привыкнуть к человеку, уже не могут добывать пищу самостоятельно.
В это время в прибрежные районы залива заходит беломорская сельдь. Тюлени мешают работать рыбакам - кидаются к снастям в уверенности, что им предлагают еду, распугивают рыбу. Десять лет назад, когда мы только начинали просветительскую работу среди жителей Кандалакши, рыбаки калечили или убивали таких серок на месте. Сейчас облавы на юных тюленей продолжаются, но уже по ночам. Помимо рассерженных рыбаков угроза тюленям исходит со стороны так называемых деклассированных элементов, которые видят в серках только дармовую еду.
Кроме того, потерявшие осторожность иждивенцы часто засыпают на берегу и становятся легкой добычей собак - как одичавших, так и беспризорных. Ситуация усугубляется тем, что часть горожан приходит в гости к тюленям со своими четвероногими питомцами. Домашние животные не приносят прямого ущерба тюленям, однако из-за регулярных контактов серки перестают воспринимать собак как хищников. По нашим подсчетам, от нападений собак гибнет почти треть кандалакшских тюленей-иждивенцев. Подробнее см. статью Ю.Краснова "Ласковые домашние убийцы"
P.S. Как глобально решать эту проблему, мне не понятно. Частные инструкции состоят в том, что если вы все-таки идете кормить тюленей, то:
не пытайтесь кормить тюленей хлебом, сосисками и пр., их основной и предпочитаемый корм – рыба;
не давайте тюленям замороженную и не оттаявшую рыбу;
не кормите зверей с рук, лучше бросайте рыбу в воду;
не пытайтесь гладить тюленей и вытаскивать их на берег;
не приводите с собой собак.